You may login with either your assigned username or your e-mail address.
The password field is case sensitive.
Регистрация

Урологический интерактив

Михаил Иосифович Коган

Д.м.н., проф., зав. кафедрой урологии и нефрологии РостГМУ
dept_kogan@mail.ru

В феврале – марте этого года кафедра урологии Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ) при технической поддержке компании «Пфайзер» организовала и провела тематический цикл усовершенствования урологов «Сексуальные нарушения у мужчин» в онлайн-формате. О целях и задачах этого образовательного мероприятия, актуальности поднятых на нем тем мы решили поговорить с М.И. Коганом, заведующим кафедрой урологии и репродуктивного здоровья человека с курсом детской урологии-андрологии РостГМУ.

– Михаил Иосифович, как Вы считаете, с чем было связано проведение данного цикла? Почему был выбран именно онлайн-формат?

– Во-первых, высока распространенность сексуальных нарушений у мужчин и те негативные последствия, к которым они приводят. С помощью нашего образовательного цикла мы рассчитывали, с одной стороны, актуализировать проблему, а с другой – максимально полно ответить на вопросы, волнующие специалистов, работающих в данной области, рассказать им о новых направлениях и возможностях в лечении различных нарушений сексуальной функции у мужчин. Для нас было важно, чтобы эта информация смогла дойти до уролога, независимо от места его проживания и работы. Ведь не всегда специалист может физически присутствовать на учебном или научном мероприятии, учитывая сегодняшний темп жизни и вечную нехватку времени. Именно поэтому мы решили впервые в рамках университетского образования провести тематический цикл в онлайн-режиме, т. е. использовать Интернет. Дистанционное образование имеет свои достоинства, мы захотели воспользоваться ими в полной мере. 

– Каковы были состав и количество участников?

– Принять участие в данном цикле изъявили желание более 70 врачей-урологов, однако были отобраны всего 36 докторов с правильно оформленными документами для представления в деканат нашего Университета. Ведь все прошедшие обучение должны были получить и в итоге получили Удостоверения о тематическом усовершенствовании в объеме 72 ч. Поэтому отбор слушателей на циклы будет всегда присутствовать. На данном цикле тематического усовершенствования были и молодые доктора со стажем 3–5 лет, и намного опытнее – стаж > 20 лет, работающие в Западной Сибири, на Урале и в европейской части России. Со стороны нашей кафедры в учебном процессе участвовали 11 педагогов: 7 профессоров, 2 доцента и 2 ассистента. Кроме того, доценты кафедр психиатрии и эндокринологии.

– Как Вы считаете, насколько важным для врачей стало участие в данном проекте?

– То, что образовательный цикл оказался действительно важен для врачей, подтвердили отзывы, которые мы услышали из уст участников мероприятия.

Урология сегодня развивается очень быстрыми темпами, а врачам зачастую непросто своевременно отслеживать все изменения в методиках лечения, как консервативных, так и оперативных. Участие в дистанционном образовательном цикле позволяет специалистам быть в курсе всех нововведений, повышать свою квалификацию и, конечно, общаться с коллегами. Причем это важно для всех урологов, независимо от конкретной специализации. Понятно, что каждый врач может быть высочайшим профессионалом в какой-то узкой области, но его кругозор, на мой взгляд, должен быть широким. Каждому специалисту-урологу следует быть в курсе всех существующих возможностей современной урологии, ведь только тогда он сможет предложить пациенту оптимальный выбор терапии конкретного заболевания.

– Как был построен обучающий цикл? Из каких мероприятий он состоял?

– Несмотря на то, что все лекции были посвящены тематике сексуальных расстройств у мужчин, спектр рассмотренных вопросов был достаточно широк. Среди них – история изучения эректильной дисфункции (ЭД), ее эпидемиология и классификация, методы диагностики и лечения психогенной, сосудистой, нейрогенной, эндокринной ЭД. Были рассмотрены такие нарушения, как расстройства эякуляции, либидо и оргазма, болезнь Пейрони, острый и хронический приапизм и др. Также были детально разобраны различные варианты лечения ЭД. Первая линия – ингибиторы фосфодиэстеразы 5-го типа, 2-я линия – интракавернозная терапия ЭД. В рамках 3-й линии терапии ЭД в режиме «живой хирургии» были продемонстрированы операции по проведению имплантации протезов, корпоропластики при болезни Пейрони.

И конечно, мы не могли опустить такие важные вопросы, как особенности течения ЭД у пациентов с метаболическим синдромом, сахарным диабетом, создание неофаллоса. На мой взгляд, весьма полезной формой обучения явился и семинар по обучению врачей методологии сбора сексуального и психосексуального анамнеза, который провел я.

В общем было прочитано почти 2 десятка лекций, многие их которых мы сделали специально для этого цикла.

– Как Вы в целом оцениваете уровень распространенности сексуальных нарушений у мужчин? Чем объясняется их рост?

– Оцениваю не я, а популяционные исследования. Краеугольным еще в середине прошлого века явилось исследование Кинси,которое впервые показало частоту импотенции у мужчин в различных возрастных группах. Только спустя полвека в 1994 г. была опубликована новая американская статистика, показавшая 52 % мужчин, имеющих эректильные нарушения.

Первое популяционное исследование в России было проведено нами в Ростове-на-Дону в 2001 г., в котором 33 % мужчин указали на наличие сексуальных расстройств. Подобные работы выполнялись во многих других странах Европы и Азии. Доля мужчин, имеющих сексуальные нарушения, оказывалась всегда высокой, но доля мужчин, стремящихся избавиться от них, всегда была поразительно малой (10–15 %). Это парадокс психологии, культуры, образования и т. д.

К сожалению, модернизация жизни современного общества будет и дальше поддерживать динамику роста этой проблемы. Отсюда и растущая роль врачей в профилактике и лечении сексуальных нарушений.

– Какова степень влияния «мужских недугов» на сегодняшнюю демографию?

– Сексуальные нарушения напрямую влияют на репродуктивный потенциал любой нации. Нет секса – нет репродукции. К сожалению, этот факт недооценен современной медициной и социологией. Современные мужчины постиндустриальных обществ имеют более низкую сексуальную активность, чем мужчины, жившие 100–150 лет тому назад. В те далекие времена недостаток пищи, развлечений восполнялся мужчинами в сексуальных утехах. Ныне все не так. Мужчина репродуктивного возраста, эякулирующий редко (4–6 раз в мес), имеет сниженный потенциал спермы. Поэтому нормализация сексуального ритма – важнейшая проблема в семье, ставящей перед собой задачу деторождения.

В то же время стоит упомянуть о роли женского сексуального здоровья в сложившейся демографической ситуации. Интересно, что в отличие от мужчин, на решение сексуальных проблем которых потребовалось около 30 лет, о сексуальной функции женщин мы знаем гораздо меньше. Женщины оказались намного сложнее мужчин. Но и здесь есть новые знания, но об этом мы расскажем отдельно.

– Что Вы можете сказать о новых подходах к лечению урологических заболеваний у мужчин? Насколько полно они освещались в ходе проведения цикла?

– Как я уже говорил, урология – это такая область медицины, которая развивается стремительно, причем как ее хирургические методы, так и фармакотерапевтические. Так, например, появившаяся 15 лет назад в арсенале врачей Виагра (силденафил) совершила настоящий прорыв в лечении ЭД. Мужчины, которые раньше «ставили на себе крест» в сексуальном плане, с открытием этого препарата смогли нормализовать половую жизнь. Все самое новое освещалось и в рамках лекций и семинаров. С этой целью и проводился тематический цикл.

– Михаил Иосифович, как Вы считаете, эффективно ли проводить мастер-классы в онлайн-режиме? В какой степени они доступны и полезны практикующим врачам?

– Уверен, что проводить обучающие мероприятия в таком формате весьма полезно и эффективно, поскольку в них может участвовать любой врач вне зависимости от того, находится он дома или на работе. Главное, чтобы у него был доступ к сети Интернет и, конечно, желание принять участие в таком обучении. При этом я хочу подчеркнуть, что мы не обещаем научить врача делать какуюто операцию с помощью видеотрансляции. Для этого обязательно нужна практика, непосредственное обучение в Университетской клинике. Врач же, как минимум, должен узнать из Интернета, от нас, какие методики лечения его пациента существуют, тем более что одну и ту же проблему зачастую можно решить абсолютно разными путями. На решение этой задачи как раз и направлены наши мастерклассы, прове ден ные в онлайнформате и доступные целевой аудитории на всей территории России.

– Многие слушатели лекций – уже состоявшиеся профессионалы в своей области. Кем они были для организа торов цикла – учениками или коллегами?

– Конечно, мы воспринимаем слушателей не как учеников, а как коллег, с которыми всегда можно всесторонне обсудить разные вопросы урологии. Вообще надо сказать, что никогда не стоит стесняться задавать вопросы преподавателю, не нужно бояться выглядеть как-то не так. И преподаватель, в свою очередь, должен вести себя так, чтобы его не стеснялись спрашивать. Нужно уметь открыто говорить на любые темы. Иначе как доктор сможет обсудить со своим пациентом столь деликатные вопросы ЭД?

А ведь это одна из глобальных проблем – стеснительность мужчин в данном вопросе и нежелание идти к врачу

– С какими трудностями столкнулась кафедра РостГМУ при организации онлайн-цикла? Что было самым сложным (утверждение с Минздравом, информирование врачей и т. д.)?

– Единственная сложность оказалась чисто технической. Необходимо было организовать высокоскоростное сетевое соединение, достаточное для обеспечения видеотрансляции между кафедрой и слушателями образовательного цикла. Что касается Министерства здравоохранения России, то здесь никаких проблем не было. Напротив, проекты, направленные на повышение профессионального уровня медиков, Минздравом всегда приветствуются. Не было проблем и с информированием потенциальных слушателей – оно проводилось как силами кафедры, так и с помощью нашего партнера – компании «Пфайзер». Результатом хорошо отлаженной системы оповещения стал достаточно высокий интерес врачейурологов к участию в мероприятии. Надеюсь, что их количество на дальнейших образовательных мероприятиях такого рода будет только возрастать. И я рад, что в рамках сегодняшнего интервью газете «Урология сегодня», с которой постоянно сотрудничаю и которую читают урологи нашей страны, мы с вами можем рассказать широкому кругу специалистов о существовании дистанционного образовательного усовершенствования на университетском уровне.

– Оправдались ли надежды организаторов на успех мероприятия?

– Конечно, мы немного волновались, поскольку подобный дистанционный цикл проходил впервые. Но все – и организаторы, и слушатели – остались довольны. Коллеги сердечно благодарили преподавателей кафедры. А мы, в свою очередь, надеемся, что приобретенные знания окажутся действительно полезны докторам.

Я уверен, что проведение таких интерактивных циклов является потребностью времени, в которое мы живем и работаем.

Данил Александрович Блинов

Глава представительства корпорации «Пфайзер» в России
Pfizer.Russia@pfizer.com

Фармацевтическая компания «Пфайзер» стала партнером РостГМУ при проведении первого интерактивного Цикла усовершенствования урологов «Сексуальные нарушения у мужчин». О том, почему компания решила поддержать данный проект и как удалось это реализовать, мы решили поговорить с Данилом Блиновым, главой представительства «Пфайзер» в России. 

– Данил Александрович, что сподвигло «Пфайзер» поддержать данный проект?

– Цель, провозглашенная компанией: «Создавать вместе здоровый мир» – для нас не просто слова. Мы осознаем социальную ответственность нашей компании и готовы вкладывать силы и средства в развитие науки, обучение специалистов. Мы работаем над различными интересными проектами. К примеру, наше представительство активно сотрудничает с СанктПетербургской химикофармацевтической академией в рамках образовательного блока инвестиционной стратегии «Больше, чем». Но мы стараемся никогда не упускать возможность участвовать и в независимых образовательных программах, направленных именно на специалистов.

Поэтому, когда к нам обратилась кафедра проф. М.И. Когана с идеей провести полноценный образовательный курс для урологов в интересном онлайнформате, у нас не было сомнений в необходимости поддержать этот проект.

– В чем именно выражалась поддержка?

– Дело в том, что в Ростовском университете работают профессионалы своего дела. Программа запланированного Цикла была очень насыщенной, и никакого вмешательства с нашей стороны в ее наполнение не было. Задача «Пфайзера» заключалась в поддержке технической стороны. Иными словами, мы закупили и установили необходимое оборудование, как для лектория, так и для операционной, чтобы обучение проходило максимально эффективно, а также помогли с организацией самой трансляции. При этом мы так волновались, что техника, как это часто бывает, может подвести в самый ответственный момент, что отправили специалистов для установки и отладки оборудования почти за месяц до мероприятия, чтобы «спать спокойно» до начала проекта.

– Готова ли компания «Пфайзер» и дальше поддерживать подобные образовательные циклы?

– Наша компания всегда готова поддерживать проекты, полезные для практикующих врачей, особенно когда дело касается обучения. Мы всегда открыты для диалога, готовы обсуждать интересные мероприятия и совместно с урологическим сообществом реализовывать их на благо врачей и их пациентов.

Материал подготовила Ирина Широкова,
специальный корреспондент
газеты «Урология сегодня»

4
Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 4 (1 vote)